Первым пунктом маршрута стал завод ПАО «Красное Сормово». В рамках экскурсии участники посетили заводской музей, где узнали об основных вехах истории судостроения с основания завода (1849 г.) до настоящего времени. Ребята впечатлились макетами кораблей и залом, который имитирует подводную лодку, без внимания не осталась знаменитая магическая рында - колокол, который исполняет желания.
«Наверное, все загадали, чтобы отличниками стать!», — пошутила экскурсовод музея Маргарита Геннадьевна, когда экскурсанты по очереди звонили в колокол.
По традиции директор музея Леонов Сергей Николаевич дал громкий корабельный гудок, после которого группа отправилась на осмотр трех основных производств: корпусообрабатывающего, сборочно-сварочного и судомонтажного. Школьники внимательно слушали экскурсовода, который на конкретных примерах рассказывал о внедрении бережливого производства на предприятии. Для ребят термины «тянущее производство», «система 5 C», «канбан» совсем не в новинку, ведь они учатся по программе «Бережливый Профи». Изучают производственный процесс и учатся избегать потерь и лишних издержек.
После осмотра цехов ребятам показали гавань и готовые корабли.
«Так близко корабли я еще никогда не видел!», — удивился один из школьников.
После обеда следующим пунктом экскурсии стал музей «Нижегородская радиолаборатория». Это не только музей, но и научно-познавательный центр. Там ребята окунулись в историю великих открытий в радиотехнике и попробовали отправить голосовое сообщение во Владивосток, как это делали в далёкие годы. Большинство экспонатов, находящихся в зале истории радиотехники, находятся в рабочем состоянии, например, первая светомузыка, у которой интенсивность свечения напрямую зависела от громкости прослушивания.
После физических экспериментов и исследований группа с удовольствием прогулялась по Верхне-Волжской набережной. Нижний Новгород впечатлил ребят своими видами, кажется, что равнодушных не осталось. Насыщенный первый экскурсионный день подошел к концу, и старшеклассники отправились заселяться в отель.
На следующий день они отправились в моторвагонное депо Горький-Московский, где узнали об истории развития железнодорожных путей в Нижнем Новгороде и его окрестностях, правилах безопасного поведения на железной дороге и смогли попасть в ремонтный цех. Главному инженеру депо Михаилу Андронову школьники задавали множество вопросов. Ребят интересовало: какие зарплаты у начинающих слесарей, нужно ли обязательно получать высшее железнодорожное образование, чтобы работать в РЖД, и что у поездов выходит из строя чаще всего?
В ходе экскурсии старшеклассники смогли познакомиться с реальной программой изменений на базе «бережливого производства». Применяя методики бережливости в цехах, удалось более грамотно и рационально разместить участки и задействовать те площади, которые ранее не использовались. Например, стали использоваться балконы второго этажа цеха по ремонту сидений и токосъемников для подачи краном со стоянки вагонов в доке. Это позволило сократить одновременно несколько видов потерь: время на изготовление заказа, лишнее перемещение, ожидание, хранение.
После завершения экскурсии ребята поделились впечатлениями о поездке.
"Поездка была очень интересной. Понравилось все! Знаете, обычно от таких поездок устаешь, но не в этот раз, мы узнали много нового, при чем не просто абстрактные знания, а конкретные, прикладные. Увидели бережливые инструменты в действии. Очень здорово, что предприятия не только чтят историю, но и идут в ногу со временем. Большое спасибо за экскурсию и такую возможность!»,- ученик 10 класса.
"А мне запомнились корабли! Я впервые побывала в капитанской рубке, невероятные эмоции!",- ученица 9 класса.
Фонд развития производственных систем и промышленного туризма благодарит ресторацию «Ёж» и отель «IBIS Nizhny Novgorod» за помощь в подготовке и организации поездки.
Источник: Пресс-служба Фонда «ПСПТ»