Мы много и по разным, не самым, к сожалению, хорошим поводам сегодня говорим о трубопроводе «Северный поток», но, кажется, давно забыли, с чего все это началось. А началось все с того, что первый в мире магистральный подводный трубопровод для перекачки углеводородов был проложен советскими строителями во время Великой Отечественной войны по дну Ладожского озера, чтобы снабжать блокадный Ленинград топливом для автомобильной бронетехники и электростанций. Длина его подводной части составляла 21 километр при максимальной глубине 13 метров. И создание этого уникального инженерного сооружения было сделано менее чем за 60 дней, то есть за 2 месяца, в 2 километрах от линии фронта, под постоянным огнем противника.
В сентябре 1941 года город оказался в плотном кольце окружения. Единственным путем, соединявшим его со страной, оставалось Ладожское озеро. И при этом для преодоления топливного кризиса в городе необходимы были самые нетривиальные меры. Инициатором прокладки топливного трубопровода по дну Ладожского озера была Нина Васильевна Соколова, главный инженер 27-го ленинградского отряда подводных работ особого назначения. И, несмотря на то, что работа под водой считалась сугубо мужским делом не только в Советском Союзе, но и во всем мире, ведь ботинки водолаза весили 24 килограмма, а весь комплект снаряжения — почти 80 килограммов.
Так вот, Нина Соколова настояла, что она должна быть под водой и сама видеть и контролировать весь процесс, то есть непосредственно быть на производственной площадке (главный принцип ПСР). Чтобы получить разрешение, ей пришлось дойти до всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина. Таким образом, она стала первой в мире женщиной-водолазом.
Вначале водолазы проложили по дну Ладоги 40-километровый многожильный бронированный кабель, и город получил надежную связь со Ставкой Верховного главнокомандующего. И немного здесь проявился будущий председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. Именно после того, как всем было известно, что на Ладоге сгорело огромное количество бензоцистерн, подожженных гитлеровской авиацией, Алексей Николаевич вызвал Соколову к себе для беседы. Выслушав и доверившись ей, дал команду заняться детальной проработкой проекта сооружения трубопровода и соответствующей инфраструктуры, в котором принимали участие более тысячи военных и гражданских строителей. Применялись в чистом виде бережливые решения — все проектные, строительные, монтажные работы велись фактически параллельно, критический путь постоянно снимали и оптимизировали. Только так можно было уложиться в назначенные сроки. Все подготовленные инженерами чертежи на детали механизмов воплощались в металл в течение суток. Трубы сваривали в секции по 200 метров, укладывая их на деревянные стеллажи, поставленные с интервалом в 10 метров, испытывали на герметичность, прокачивая по ним керосин под давлением 3,5 МПа, и после этого секции покрывали битумной изоляцией, перемещали на рольганги 300-метровой наклонной спусковой дорожки, уходящей в воду. Передняя часть секции крепилась на понтоне, ее вытягивали в озеро, а к крайней части, которая оказывалась у начала воды, приваривали следующую секцию, постепенно наращивая длину плети. Наращивали эту конструкцию до полутора километров, затем с обеих сторон устанавливали заглушки, добиваясь гарантированной положительной плавучести. Таких плетей было 15, и они укладывались на грунт дна озера точно по намеченному маршруту. Работы шли при постоянном обстреле гитлеровцев и налетов их авиации.
Меньше чем за 2 месяца советские инженеры разработали проект, аналогов которого в мире не существовало. Уникальность Ладожского трубопровода состояла еще и в том, что по нему попеременно прокачивали четыре разных вида горючего — бензин, лигроин, керосин и дизельное топливо. Эта артерия жизни безаварийно проработала 20 месяцев, обеспечив поставку 40 000 тонн топлива, столь необходимую для обеспечения жизнедеятельности города и снабжения войск Ленинградского фронта. При плане 50 дней трубопровод фактически был построен за 43 дня, с 5 мая по 16 июня 1942 года. Большая часть труб для Ладожского трубопровода была доставлена с Ижорского завода, который сейчас вошел в состав «Росатома».
Все методы, которые применялись в этом проекте, нам до боли знакомы. Подобное мы многократно применяли при строительстве АЭС. Но! Их сроки (43 дня!) поражают. Нам только надо признаться, что у нас еще далеко не все резервы мобилизованы.