Летопись бережливых побед

Скоростное обучение. Эксперимент не завершен

В Советском Союзе жил и трудился Шаталов Виктор Федорович. Он родился в 1927 году, а ушёл из жизни в 2020 году в Донецке, когда ему было 93 года.

Это был педагог-новатор, который учил детей усваивать информацию в 5 раз быстрее классического обучения. Фактически, он разработал свою бережливую систему обучения с использованием опорных сигналов, взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков, формул с кратким выводом. Он применял методы, основанные на особенностях русского менталитета, которые позволяли детям успешно и быстро усваивать материал с большим интересом. Его ученики осваивали школьные курсы быстрее своих сверстников, показывая невероятные результаты.

Подходы Шаталова

Первое. Он учил ясно и убедительно выражать свои мысли. Это так отличается от современного ЕГЭ!

Шаталов ввёл практику магнитофонного опроса. Ученики записывали свой ответ на диктофон, проговаривали его и получали оценку. Такой подход помогал им преодолеть застенчивость, а умение выражать свои мысли и аргументировать стало для них привычным.

Второе. Он учил видеть тему в целом, изучать её всесторонне, понимать суть и только потом переходить к деталям. Он считал, что учебники часто перегружены ненужной информацией, и боролся с этим. (прим.: Перепроизводство — одна из семи потерь).

Шаталов был уверен, что если ученик заинтересован в теме, то он сам найдёт в интернете более подробную информацию. А базовую информацию ему не нужно перегружать лишними деталями, чтобы он мог сосредоточиться на главном.

В методике Шаталова зубрёжка была полностью исключена. Он считал, что перед учениками нельзя ставить две цели одновременно: понять материал и запомнить его.

Когда ребята слушали Шаталова, они не пытались запоминать его слова, так как знали, что потом смогут найти их в конспекте. Все их внимание было сосредоточено на том, чтобы понять суть сказанного.

Виктор Федорович всегда рассказывал четко, коротко и воспроизводил на доске конспект деталь за деталью. В точности наш поток, то есть картирование потока.

Третье. Оценки, согласно подходу Виктора Шаталова, можно было легко исправить, просто пересдав тему. Он никогда не делил учеников на сильных и слабых, а всегда доказывал, что все дети могут и должны успешно учиться.

Четвертое. Какой-то трудный поворот мысли объяснял по 2-3-4 раза подряд. А потом интересный приём, который он использовал, — это своеобразный «доклад в лифте». В течение урока он подробно объяснял материал, а в конце говорил: «А теперь всё сначала». И он объяснял материал в очень быстром темпе, используя те же слова, но уже с другой скоростью. Это было похоже на то, как если бы он проходил по конспекту на доске, но уже в ускоренном режиме. В результате материал как бы «прокручивался» в голове заново.

Ребята молчали, и в этой тишине у них в голове всё окончательно прояснилось. Никто не боялся, что его вызовут к доске. Каждый без страха вызывался и с интересом воспроизводил тот же самый разговор. Это так похоже на доклады наших рабочих, медсестёр и учителей о проделанной работе по картированию процессов, о своих проблемах. Они настолько увлечены тем, что делают, что не боятся никого — ни министра, ни президента.

Вот как это происходило: одного ученика вызывали к доске, где он решал очень сложную задачу. Остальные ученики наблюдали за ним, не писали, но помогали ему, думали вместе с ним и обсуждали решение. И никаких оценок! Шаталов считал, что это не воровство, а педагогическая хитрость. Он предлагал решить задачу на уроке, а затем дать каждому ученику похожее задание для самостоятельной работы дома. Он не требовал мгновенных результатов и не торопил учеников. Вместо этого он проводил благожелательные консультации, помогал разобраться в материале и исправлял ошибки.

Пятое. После изучения темы составлялась её краткая запись в виде визуализации опорных сигналов. Это как наше картирование производственного процесса или картирование перед боем военного офицера.

Как это выглядит? Страница содержит краткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицательными знаками, цифры, которые нужно запомнить, необходимые для рассказа рисунки, графики, расположение материала, стрелки, цвета, выделяющие главное. Всё это тщательно продумано и служит основой для рассказа, для алгоритма и для последовательного представления информации.

Это деловая запись. Она очень информативна и не содержит ничего лишнего. Это наш метод, который мы используем в ПСР. Не все слушатели могут воспринять информацию на слух, поэтому здесь мы используем дополнительную визуализацию. Она помогает лучше усвоить материал — примерно в 70% случаев.

После такой визуализации ребята говорили, что даже дома они смотрят на свои тетради и как будто наяву слышат голос учителя и его объяснения. Им больше не нужно заучивать текст наизусть, они просто пересказывают урок по этим знакам, и это помогает им лучше понять и запомнить материал.
Суть педагогики Шаталова заключалась в использовании опорных конспектов и сигналов. Он давал ученикам основу предмета, а затем постепенно добавлял новые знания.

Опорные сигналы — это важные элементы, которые помогали лучше запоминать материал. Школьники не просто заучивали конспект, а старались вникнуть в суть темы, опираясь на визуализированные подсказки.

Понять содержание конспекта можно было только после того, как учитель объяснял материал. Однако затем, при необходимости, по этим опорным сигналам можно было легко воспроизвести изученное.

Дети с удовольствием посещали такие занятия. Они не испытывали страха и беспокойства, а с увлечением изучали материал. В этой системе образования всё было на высшем уровне: максимальная требовательность и максимальная поддержка, максимальная самостоятельность и максимальный контроль. Учитель был загружен работой, но его труд был максимально созидателен. Ученики были заинтересованы в том, чтобы внимательно слушать учителя, повторять материал и не отвлекаться.

Эксперимент не завершен

Как я уже упоминал, методика Шаталова зародилась в школах Донецка. Затем её начали использовать педагоги из разных стран, таких как Эстония, Израиль и Китай. Он активно путешествовал по стране, чтобы делиться своим опытом, обучать и объяснять. Он убеждал коллег и настаивал на применении его методики. Многие учителя перенимали её и внедряли в свою работу.

В нашей стране были не только Шаталов, но и другие выдающиеся педагоги: Лысенкова, Ильин, Никитины, Занков, Давыдов, Эльконин, Амонашвили. Их опыт и методы обучения были революционными для своего времени и могли составить конкуренцию западным подходам.

Почему же сегодня, имея такое богатое наследие, мы снова возвращаемся к скучным и неинтересным урокам без мотивации?

Виктор Фёдорович был участником Великой Отечественной войны. Он был призван в армию уже на заключительном ее этапе — в 1945 году, но потом ещё шесть с половиной лет отслужил на Дальнем Востоке и вернулся в родной город в звании старшего матроса береговой охраны.

Возможно, именно поэтому у него был девиз: «Учиться победно». Виктор Фёдорович Шаталов последние годы жил в Донецке. Там же он и скончался у себя дома после продолжительной болезни в ночь на 20 ноября 2020 года.

До конца своих дней он говорил: «Эксперимент не завершён, он продолжается».
Возможно, этот эксперимент действительно стоит продолжить.

Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: С.А. Обозов.
2024-09-04 12:00 Они смогли