Летопись бережливых побед

Дети - наше будущее. Учиться никогда не рано!

Дети - наше будущее. Мы очень часто слышим это выражение. Оно у каждого ассоциируется по-своему: радость, защита, продолжение рода, «будет кому стакан воды в старости подать». Прежде чем ребёнок станет взрослым и сможет стать нашей опорой и защитой, нужно вложить в него много сил. Ведь то, что мы заложим в детстве, мы получим в старости. К сожалению, мы уделяем воспитанию детей недостаточно внимания. Зачастую мы перекладываем ответственность на воспитателей в детском саду, учителей в школе и друзей на улице.

Вы можете спросить, какое отношение к воспитанию детей имеет ПСР?

Ответ очень прост. Мы, взрослые люди, считаем, что некоторые вещи можно понять и освоить только с годами, на практике, через опыт работы. И мы не задумываемся о том, что многие из этих вещей можно усвоить ещё в детстве, «с молоком матери».
Так и в случае с ПСР. Мы работаем на заводе с людьми, которые уже немолоды и не получали навыков бережливого управления. Их сложно убедить в том, что можно что-то изменить, и они часто думают, что ничего нельзя изменить или что это невозможно в их жизни. А дети легко усваивают информацию и идут на контакт. Они не знают, что такое «невозможно», и полны идей.

Мы решили провести в Новгородской области чемпионат по бережливому производству среди школьников разных возрастов. Наша цель была в том, чтобы привлечь к участию преподавателей и родителей, а также получить обратную связь от детей. Мы надеялись, что кто-то из них в будущем будет использовать полученные навыки. Однако результат превзошёл все наши ожидания.

После двухчасового занятия мы думали, что детям будет сложно сосредоточиться. Но как же мы ошибались! Они активно участвовали в обсуждении, пытались разобраться в непонятных терминах и задавали вопросы, а некоторые даже обратились с просьбой помочь им в развитии стартапа, связанного с бережливым производством. Оказалось, что все участники мастер-класса не только хорошо усвоили материал, но уже применяют полученные знания в своей работе. Они и не подозревали, что используют бережливые методики в своей повседневной жизни.
После обучения ребята отправились на предприятие, где уже несколько лет успешно внедряют принципы бережливого производства. Их целью было увидеть процесс производства своими глазами, выявить те потери, о которых они узнали в теории, и предложить способы их устранения.
Конечно, руководство предприятия с сомнением отнеслось к этой идее. Однако, когда ребята начали высказывать свои предложения, начальник цеха даже начал записывать их идеи! Это было настолько неожиданно для руководства, что они были просто поражены.
Дети предложили множество идей, которые позволили сократить сроки производства, уменьшить количество бракованных изделий и затраты на ремонт оборудования, оптимизировать логистику и хранение запасов, а также улучшить условия содержания рабочих мест.
«Ошибка, например, это когда у работника все завалено, они ничего не успевают, либо на заводах есть очень много переработки, например, детали лежат друг на друге. Деталь может упасть и будет убыток для самого завода»,- Софья Васылык (15 лет).
«Мы обучались экономить деньги на производстве, время, ресурсы, чтобы увеличить производительность, и соответственно, прибыль»,- Тимофей Трегубов (15 лет).
Конечно, некоторые идеи на первый взгляд могли показаться детской фантазией. Однако большинство из них были вполне реальными улучшениями процессов!
Руководство пообещало детям воплотить их идеи в жизнь, и это очень понравилось как школьникам, так и преподавателям. Дети сказали, что всё это можно использовать и в повседневной жизни, и на рабочем месте, и дома, и в школе.
Казалось бы, обучение закончилось, прошёл чемпионат. Кто-то, возможно, усвоил новые знания, кто-то остался доволен результатом, а кто-то — нет. Но есть и продолжение этой истории.
Спустя некоторое время один из участников Чемпионата по бережливому производству, который обращался за помощью в организации своего стартапа, хотя и не стал победителем Чемпионата, — Зуев Аким — оказался в числе победителей регионального этапа международного детского конкурса «Школьный патент — шаг в будущее» в 15-м сезоне.
Вы спросите опять, а при чем здесь ПСР? Отвечаю. Он одержал победу в номинации «Миллион за идею» благодаря разработке приложения «Глаз бережливого производства», которое использует технологию компьютерного зрения.
Аким рассказал, что рассматривает этот проект как стартап. У него есть команда и возможности для его реализации. Идея создания приложения на основе искусственного интеллекта пришла к нему после участия в Чемпионате по бережливому производству.
«Мы создаём систему компьютерного зрения на основе технологий искусственного интеллекта, задача которой — анализировать и выявлять основные ошибки, которые приводят к трате времени, сил и материалов. Наш проект затрагивает две сферы: бережливое производство и компьютерное зрение. В последние годы бережливое производство становится более актуальным для многих компаний, а искусственный интеллект не стоит на месте и позволяет решать множество проблем и задач. Нашей целью усовершенствований является оптимизация производства, сокращение потерь и повышение производительности труда. Достижение этих целей возможно через использование искусственного интеллекта, который в свою очередь позволяет не только собирать, анализировать и систематизировать производственную информацию, но и повысить эффективность труда сотрудников, улучшить качество выпускаемой продукции и повысить общую эффективность предприятия. Сфера применения нашего программного обеспечения – предприятия тяжелой и легкой промышленности. Благодаря ему уменьшится процент брака, повысится скорость на производстве»,- Зуев Аким (16 лет).
Зуев Аким — победитель регионального этапа международного детского конкурса «Школьный патент — шаг в будущее» 15-й сезон
Аким считает, что данный продукт можно коммерциализировать. Большие заказы могут помочь сотрудничать с большими заводами. Интерес к изобретению проявили предприниматели из Казахстана, занимающиеся ремонтом насосов, а также представители агрокомплекса из Томской области.

Вот такая арифметика: не всегда опыт — это хорошо. И в маленькой голове может быть много интересных идей. Поэтому учиться, как говорил классик: «Никому не рано и никогда не поздно».

Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: Александр Евдокимов.
Ты сможешь