Формирование бережливого мышления у сотрудников — задача непростая. Сначала над проектами работала небольшая группа: вместе со мной еще 5 заинтересованных сотрудников под руководством Давыдовой Надежды Станиславовны - нашего вдохновителя и куратора от Росатома. На первых порах мы то и дело сталкивались с сопротивлением людей. Это сопротивление вполне естественно, ведь любое изменение в привычном формате создает определенный стресс. Сопротивление изменениям обусловливают жизненные установки. Они формируются в течение всей жизни и являются способом капитализации опыта человеком. Многие члены коллектива представляли себе бережливость в привычном её понимании: экономия, сокращение людей и т. д. Изменить это понимание было не так просто. Для таких изменений нужно «перекодировать» имеющийся опыт людей или создать новый. Другими словами, необходимо было менять «картину мира» каждого человека в коллективе, научить каждый день использовать как возможность. Необходимо было убедить людей, что каждый из них — значимое звено в потоке дел, которые связаны общими целями. Если неудачи — то одни на всех, если успех — то общий! И у нас получилось.
Началась эта работа с организации рабочих мест сотрудников и визуализации пространства детского сада. Для начала мы «раскрасили» наш пищеблок. В каждом цехе — свой цвет не только стен, но и разделочного и уборочного инвентаря. При такой организации пространства никогда не перепутаются ножи, разделочные доски, уборочный инвентарь. Все эти улучшения предложили сами сотрудники! Люди постепенно понимали, что бережливое работает, что их идеи приносят пользу не только им самим, но и окружающим. Это повышает самооценку каждого человека и значимость его вклада в общие цели. Затем мы вместе с нашими воспитанниками организовали пространство групп, где сами дети под руководством взрослых создали уютную, удобную среду. По мере реализации проектов мы приводили в порядок рабочее пространство дошкольных групп. Работа кипела, к инициативной группе подключались сотрудники один за другим. Они активно вносили кайдзен-предложения и участвовали в их реализации. Так коллектив сотрудников превратился в команду единомышленников...
Двигаясь дальше по бережливому пути, приобретая новые знания, мы задумались об упорядочении всех рабочих процессов нашего учреждения, их систематизации. Проектная группа пришла к выводу, что деятельность любого образовательного учреждения можно представить в виде процессной модели, где каждому из процессов определено немаловажное место. Каждый из них в сочетании с другими обеспечивает «жизнеспособность» и развитие организации.
Чтобы все процессы были взаимосвязаны, каждый сотрудник должен понимать, какие стратегические цели стоят перед компанией и перед ним лично. Кроме того, он должен знать, как его работа влияет на достижение этих целей.
Задача руководства учреждения – создать систему ценностей, которая служила бы ориентиром для каждого человека. Очень важно обеспечить взаимосвязь потребности каждого в достижении общей цели и системы ценностей. Стоит ли говорить о том, насколько велика здесь роль командной работы?
В соответствии с ценностями формулируется педагогическая философия и выстраивается картина стратегических целей организации. Так называемый образ будущего бережливого детского сада.
Что мы понимаем под эффективностью? Когда мы сравниваем итоговые статистические данные текущего и будущего состояния любого процесса, результаты весьма поражают. Но любой процесс можно совершенствовать до бесконечности. Поэтому единичные результаты единичных процессов — это улучшения, но не эффективность.
А вот если действия всей команды по совершенствованию отдельных процессов становятся элементами целостного, системного движения потока создания ценности, работающего на стратегические цели, то здесь уже можно говорить об эффективности. Мы определили для нашей команды лидерский уровень целей и стремимся к совершенствованию каждой из них вместе!
Спросите, легко ли быть образцовой командой? Нет, совсем не легко! Но с трудностями всегда рядом вдохновение и творчество! Уверены, что впереди ещё много всего интересного. Мы только в начале пути, а вокруг творческие, вдохновенные и вдохновленные люди. Иногда мы и не подозреваем, насколько они уникальные.
Горжусь своей командой!
Началась эта работа с организации рабочих мест сотрудников и визуализации пространства детского сада. Для начала мы «раскрасили» наш пищеблок. В каждом цехе — свой цвет не только стен, но и разделочного и уборочного инвентаря. При такой организации пространства никогда не перепутаются ножи, разделочные доски, уборочный инвентарь. Все эти улучшения предложили сами сотрудники! Люди постепенно понимали, что бережливое работает, что их идеи приносят пользу не только им самим, но и окружающим. Это повышает самооценку каждого человека и значимость его вклада в общие цели. Затем мы вместе с нашими воспитанниками организовали пространство групп, где сами дети под руководством взрослых создали уютную, удобную среду. По мере реализации проектов мы приводили в порядок рабочее пространство дошкольных групп. Работа кипела, к инициативной группе подключались сотрудники один за другим. Они активно вносили кайдзен-предложения и участвовали в их реализации. Так коллектив сотрудников превратился в команду единомышленников...
Двигаясь дальше по бережливому пути, приобретая новые знания, мы задумались об упорядочении всех рабочих процессов нашего учреждения, их систематизации. Проектная группа пришла к выводу, что деятельность любого образовательного учреждения можно представить в виде процессной модели, где каждому из процессов определено немаловажное место. Каждый из них в сочетании с другими обеспечивает «жизнеспособность» и развитие организации.
Чтобы все процессы были взаимосвязаны, каждый сотрудник должен понимать, какие стратегические цели стоят перед компанией и перед ним лично. Кроме того, он должен знать, как его работа влияет на достижение этих целей.
Задача руководства учреждения – создать систему ценностей, которая служила бы ориентиром для каждого человека. Очень важно обеспечить взаимосвязь потребности каждого в достижении общей цели и системы ценностей. Стоит ли говорить о том, насколько велика здесь роль командной работы?
В соответствии с ценностями формулируется педагогическая философия и выстраивается картина стратегических целей организации. Так называемый образ будущего бережливого детского сада.
Что мы понимаем под эффективностью? Когда мы сравниваем итоговые статистические данные текущего и будущего состояния любого процесса, результаты весьма поражают. Но любой процесс можно совершенствовать до бесконечности. Поэтому единичные результаты единичных процессов — это улучшения, но не эффективность.
А вот если действия всей команды по совершенствованию отдельных процессов становятся элементами целостного, системного движения потока создания ценности, работающего на стратегические цели, то здесь уже можно говорить об эффективности. Мы определили для нашей команды лидерский уровень целей и стремимся к совершенствованию каждой из них вместе!
Спросите, легко ли быть образцовой командой? Нет, совсем не легко! Но с трудностями всегда рядом вдохновение и творчество! Уверены, что впереди ещё много всего интересного. Мы только в начале пути, а вокруг творческие, вдохновенные и вдохновленные люди. Иногда мы и не подозреваем, насколько они уникальные.
Горжусь своей командой!
Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: Анжелика Прошлецова (дошкольные группы «Волшебная страна» МБОУ «Металлплощадская СОШ» Кемеровского муниципального округа)