Говоря о нестандартных методах, применяемых в условиях военного времени и мобилизационного режима, мы хотели бы привести один очень интересный пример, изложенный в книге о Евгении Трофимовиче Мишине, основателе и директоре предприятия «Элерон».
Летом 1974 года в Минсредмаш поступило правительственное поручение обеспечить безопасность картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» при демонстрации в Музее имени Пушкина. Картина в это время находилась в Японии, после окончания показа там ее должны были отправить из Японии во Францию через Советский Союз. Заполучить произведение искусства в СССР для демонстрации было чисто политическим вопросом, поэтому сверху спустили задачу договориться любыми путями, перехватить картину, чтобы показать ее советскому народу.
Наш легендарный министр Ефим Павлович Славский вызвал Евгения Трофимовича Мишина и сказал:
Летом 1974 года в Минсредмаш поступило правительственное поручение обеспечить безопасность картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» при демонстрации в Музее имени Пушкина. Картина в это время находилась в Японии, после окончания показа там ее должны были отправить из Японии во Францию через Советский Союз. Заполучить произведение искусства в СССР для демонстрации было чисто политическим вопросом, поэтому сверху спустили задачу договориться любыми путями, перехватить картину, чтобы показать ее советскому народу.
Наш легендарный министр Ефим Павлович Славский вызвал Евгения Трофимовича Мишина и сказал:
«Звонил Косыгин, просил прислать к нему завтра того полковника, который оборудовал техническими средствами охраны и безопасности Алмазный фонд. Видишь, какой ты стал известный».
Очевидно, до этого Минсредмаш успешно решил поставленную задачу.
И на следующий день Мишин вместе с министром культуры Фурцевой были у Косыгина.
И на следующий день Мишин вместе с министром культуры Фурцевой были у Косыгина.
Дали на реализацию подготовки демонстрации «Моны Лизы» 10 дней. Японцы готовились под все те же условия три месяца, то есть нашим надо было сделать в 12 раз быстрее, чем японцам. Мишин доложил Славскому, что не сумеет за 10 дней сделать так, как сделали японцы, это нереально. Значит, надо отойти от этого плана и самим придумать комплекс мер, который удовлетворил бы французов.
Тогда Косыгин во все министерства дал телефонограмму примерно такого содержания: «Заказ Мишина выполнять немедленно». Министр гражданской авиации Бугаев (он же был личным летчиком Брежнева) еще пошутил: «А если он попросит подводную лодку?» «Дать ему и подводную лодку, а потом мы спросим, куда он ее дел», — был ответ.
Ну и пошли нестандартные решения: пуленепробиваемые стекла сделали в Донбассе два очень хороших специалиста-стеклодува; завод «Молния» сделал металлический контейнер высотой 4 метра и шириной 1,5. Интересный сюжет: одному заводу в Свердловске был поручен заказ на изготовление чехла для этого контейнера, но директор завода никак не хотел укладываться в необходимые сроки: сначала он просил на исполнение две недели, хотя ему поручили сделать за сутки. И все-таки включил он русскую смекалку и придумал, как выполнить задачу в срок. Вот уж точно применили весь инструментарий бережливого производства: и поставки «точно вовремя», и множество рационализаторских предложений, и запараллеливание всех работ — проектных, конструкторских и строительно-монтажных (то есть ускоренное проектирование и ускоренное производство).
В результате:
В результате:
заказ по обеспечению условий для демонстрации картины выполнили за семь дней. Причем руководство Лувра приняло нашу работу с первого раза.
Было, правда, и одно ЧП: на заводе «Молния» позабыли или не успели смыть керосином окалину (брак), и это заметили. Как Мишин выкрутился? Он сказал, что «мы хотели придать картине ореол славы». Потом французы просили у нас документацию на выполнение этого «ореола славы». Так как дать было нечего, пришлось им ответить, что предоставить не можем, так как это секретные технологии.
Картина «Мона Лиза» в СССР выставлялась не месяц, как планировалось, а полтора, и через этот сюжет наше правительство начало удачный диалог с новым правительством Франции.
Конечно, таких примеров в истории Минсредмаша и других предприятий нашей страны были сотни, а может, и тысячи. Это говорит о том, какой огромный потенциал по росту производительности труда открывается в нашем народе, если уметь правильно использовать особенности российского менталитета.
Конечно, таких примеров в истории Минсредмаша и других предприятий нашей страны были сотни, а может, и тысячи. Это говорит о том, какой огромный потенциал по росту производительности труда открывается в нашем народе, если уметь правильно использовать особенности российского менталитета.
Источник: Книга «Производственная система России — полный вперед!» / канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед» / Автор: С. А. Обозов.