Летопись бережливых побед

Вторая волна НОТ

Говоря о второй волне НОТ, надо обратить внимание, что в 1962 году в Минсредмаше появляется термин НОТПиУ — научная организация труда, производства и управления. Это говорит о том, что наши мудрые предшественники понимали, что кроме труда непосредственно (человек, бригада, производственные потоки, механизация, автоматизация) надо также серьезно заниматься вопросами управления, то есть совершенствованием структур, схем, методов, уровней управления производством, расстановки кадров. Интересный опыт тогда был в проведении кампаний по комплексному обследованию и выявлению резервов производительности труда.

Во время изучения этой темы мы нашли приказ министерства и решение президиума профсоюзов о проведении общественного смотра по выявлению и использованию резервов роста производительности труда от 1962 года. Очень интересная технология этой работы на уровне завода.
1. Обследование достигнутого уровня производительности труда — выработки в месяц на одного рабочего, уровня совмещения профессий. Анализ шел по каждой бригаде, по участку, цеху, производству и заводу в целом.

2. Обследование состояния организации вспомогательного производства (планирования, складов, ремонтов, транспорта, логистики).
3. Изучение состояния организации труда, нормирования, соотношения уровня заработной платы и производительности труда; выяснение, как участвуют различные инженерно-технические работники в нормировании труда.

4. Анализ использования рабочего времени как у рабочих, так и у механизмов: фотографии, самофотографии рабочего дня, баланс рабочего времени, сведения о потерях и предложения о перебалансировке этого времени.

5. Предложения по механизации трудоемких работ, автоматизации сложных производственных процессов.

6. Изучение организационной структуры управления производством: анализ связей основных, вспомогательных и подсобных цехов.

7. Расстановка и использование кадров: квалификация, психологическая совместимость, система переобучения.
То, что мы делаем сегодня в рамках партнерских проверок Производственной системы «Росатома», это в каком-то смысле возврат к логике действий Минсредмаша в начале 60-х годов. А у них, в свою очередь, был некий возврат к логике 20–30-х годов. Были воссозданы НИИ труда, центры НОТ, созданы отраслевые, заводские советы НОТ как общественно-консультационные органы при директоре. Созданы службы НОТ как самостоятельные структурные подразделения с инженерами-организаторами. При этом были и неформальные творческие бригады инженерно-технических работников. Говоря о поиске русских методов управления в советской школе НОТ, надо упомянуть о системе рацпредложений, бригадных методах работы по единому подряду, о личном и бригадном клейме качества и, самое главное, о социалистическом соревновании как методе повышения морального духа и укрепления дисциплины.
Шла серьезная работа над социологическими требованиями об устранении однообразия, монотонности работы, повышении содержательности труда. Задумывались даже о чередовании умственного и физического труда. На общественных началах организовывались курсы технического обучения, научной организации труда рабочих, инженерно-технических работников и служащих как в классах, так и на рабочих местах.
На ВДНХ в павильоне «Машиностроение» регулярно проходили семинары «Опыт по НОТ», организовывались экспозиции и экскурсии по тематике «Достижения НОТ» с лекциями и консультациями. В Советском Союзе вообще существовал уникальный опыт бригадного метода организации труда: бригады являлись базовыми ячейками внедрения НОТ.

Они могли быть:
— специализированными — трудящимися на серийном производстве и при выполнении особо срочных работ, в них входили рабочие одной профессии;

— комплексными

— отвечавшими за выполнение работ по замкнутому циклу;

— сквозными — требовавшимися при длительном цикле производства изделия;

— сменными — оптимально подходящими при изготовлении мелких деталей и узлов. Была освоена и широко применялась форма организации труда с оплатой за конечные результаты работы, по коэффициенту трудового участия.
При этом бригадиром, как правило, становился неформальный лидер, кандидатуру которого выявляла администрация цеха и в дальнейшем согласовывала ее с трудовым коллективом путем открытого или тайного голосования. Существовал совет бригадиров цеха и завода, и такие общественные структуры обладали определенным весом.
Интересна попытка получить сразу три типа эффекта от научной организации труда: организационный, экономический и социальный (тогда речь шла об улучшении условий труда, повышении его содержательности, об удовлетворенности трудом, об улучшении психологического климата в коллективе и сокращении текучести кадров).
И все параллельные организации — партийные, комсомольские и профсоюзные — были нацелены на реализацию этой общей задачи.
Мне в пору ранней молодости удалось поучаствовать во всем этом на заводе «Красное Сормово». В частности, в комсомоле существовала такая форма общественного контроля, как «Комсомольский прожектор», который высвечивал различные недостатки, потери и через агитационную гласность и визуализацию на стендах добивался их устранения. Всё это был чисто русский подход.
Конечно, были и недостатки: излишняя политизированность различных кампаний НОТ, приуроченных к очередному пленуму или съезду КПСС, недостаточный инструментарий визуализации, слишком сложные для понимания рабочими формулы, огромные массы статотчетности.

Концентрация усилий НОТ приходилась в тот период на рабочие места, а не на поточную логику. Это, конечно, было некоторым ограничением. Было также много оригинальных исследований: о влиянии на производительность фасона одежды, музыкальных передач, окрасок станков и стен цехов. При этом часто рабочего не спрашивали, как ему будет удобнее, а делали улучшения «по науке», не принимая во внимание его личные особенности и интересы.
Как это часто бывает в России, и эта кампания на определенном этапе потеряла свое звучание в сердцах рабочих, перестала давать ответ на вопрос каждого из них: «А мне лично этот НОТ зачем нужен?» Следствием этого стало показное вовлечение и сокрытие реальных проблем.
Произошло забюрокрачивание НОТ, когда карта рабочего стала включать 46 развернутых пунктов, которые было трудно удерживать в памяти. Не хватало и времени на заполнение таких карт, поэтому многие графы проставлялись формально или оставлялись пустыми, вследствие чего вообще утрачивался смысл работы с картой рабочего.
Таким образом, можно сказать, что вторая волна НОТ, наверное, даже больше, чем первая, основывалась на русской ментальности и при этом наиболее полно отражала как положительные, так и отрицательные стороны русского менталитета. Но свое дело она сделала: например, в целом по Министерству среднего машиностроения за 1958–1967 годы — за девять лет — производительность труда выросла в 3 раза. А если брать данные по разным главным управлениям, то разбег составит от 1,7 до 7,4 раза. Серьезно.
Интересны бенчмарки 60-х годов, когда проводился сравнительный анализ производительности труда на отечественных и зарубежных заводах (причем результаты последних были добыты методами разведки). Например, сравнивалась производительность завода по переработке руд по закиси и окиси с тремя заводами США и тремя заводами Канады. Интересный вывод: по основному производству производительность и трудозатраты оказались сопоставимы, но при этом на отечественных заводах персонала было значительно больше за счет управленческого аппарата и вспомогательных рабочих: в среднем в 2,5 раза. Например, зарубежная служба главного механика состояла из 30 человек против 166 наших.

В 2012 году я ознакомился с докладной запиской на имя Ефима Павловича Славского по сокращению расходов на содержание аппарата управления отраслью. Речь шла о том, что анализ, проведенный в 1974 году, показал, что аппарат управления отраслью составляет 15,4% от общей численности рабочих и служащих, при этом число управленцев за 1974 год выросло на 3,3%, в то время как общая численность — на 2,8%.
Очень интересно было читать архивные записки с анализом, у кого допущен опережающий рост численности административного персонала на предприятии, где высокий вес соотношения административного аппарата управления к промышленному персоналу. Это становится крайне актуальным для нас сегодня.
Заслуживает отдельного одобрения и изучения организация обмена опытом, выход регулярных бюллетеней технической информации, которые издавались по мере накопления материала. Проспекты, рефераты, акты внедрения апробированных разработок НОТ рассылались регулярно в виде циркуляра, также организовывали выставки и отраслевые совещания по вопросам НОТ. Интересен опыт творческих бригад НОТ (комплексных и специализированных), когда участники могли для выполнения прорывной задачи освобождаться на какой-то период времени от основной работы.
Стоит также обратить внимание, что тогда в службе научной организации труда, производства и управления были инженеры по промышленной эстетике, которые следили за цветовой отделкой и окраской цехов, помещений, рабочих мест, отвечали за наглядную агитацию, плакаты, наличие удобной мебели. Входил туда также физиолог по труду, который регулярно должен был оценивать тяжесть работы, позу работающего, режимы труда и отдыха, уровень шума, вибрации, освещенности, запыленности воздуха. Кроме этого, в состав подразделений НОТ входил психолог по труду, который отвечал за улучшение взаимодействия между членами трудового коллектива, за подбор и расстановку людей в соответствии с их способностями и психологическими характеристиками. Был также социолог, который следил за устранением однообразия и монотонности труда, за расширением и совмещением профессий, чередованием умственного и физического труда, за повышением его содержательности.
Методы работы тогда включали:
— создание «Темника узких мест»,
— регулярные командировки по обмену опытом на другие предприятия,
— показ технических кинофильмов.
Конечно, многое из советской школы НОТ необходимо учитывать и нам при формировании сегодняшних производственных систем России на основе русской ментальности.

Источник: Книга «Производственная система России — полный вперед!» / канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед» / Автор: С. А. Обозов.
2025-07-23 11:00 Они смогли