Летопись бережливых побед

Калининград - оптимизация процесса морских перевозок

Калининградская область – это особенный регион, который, словно остров, находится далеко от остальной России. Предприятия региона делают товары и продают их в России и в соседних странах. Но с 2022 года у них возникла большая проблема: перевозка товаров по суше стала невозможной.
Что делать? Срочно искать новые пути! И вот тут-то и пригодилась морская логистика.
Но не все так просто! В Калининградской области сейчас строятся огромные заводы, которые нуждаются в доставке огромного количества оборудования и материалов.
Мы, команда АО «ТВЭЛ», поняли, что нужно действовать быстро, и предложили губернатору Калининградской области идею: оптимизировать морские перевозки. Это как «реконструкция» морских дорог: сделать их более быстрыми, удобными и безопасными.
Мы уже имели опыт работы с региональным правительством, помогали строить онкоцентр и решать важные вопросы в области здравоохранения, образования и экологии. Губернатор полностью поддержал нашу идею, и мы начали работу с разными организациями из Калининградской, Ленинградской областей и Санкт-Петербурга. Это было непросто! У каждой организации был свой взгляд на проблему, и нужно было найти общее решение, которое устроит всех.
Когда мы приступили к работе над проектом, мы столкнулись с рядом проблем, связанных с морской логистикой.
Сроки ожидания отправки груза были очень долгими — 60 дней с момента подачи заявки до погрузки на судно.
Представьте: вы хотите отправить товар из Калининграда в другую часть России. И вот вы заполняете заявку, ждете, ждете… И только через 60 дней ваш грузовик может загрузиться на паром!
Для бизнеса основной проблемой была непрозрачная электронная очередь на паром. Её выкупали боты, а затем перепродавали по завышенной цене. Компаниям приходилось покупать места на паром у спекулянтов, чтобы отправить туда фуру с грузом. Из-за этого стоимость доставки росла, и в конечном итоге всё это ложилось на плечи потребителей — жителей Калининградской области.
На момент запуска проекта очередь на паром составляла два месяца!
Погрузка и разгрузка паромов в портах Балтийск и Усть-Луга занимали много времени — 21 и 27 часов соответственно.
Ещё одна проблема — низкая эффективность работы и слабое взаимодействие между участниками процесса: стивидорами, старшим помощником капитана парома, железнодорожниками и лоцманской службой.
Представьте: в порт прибывает огромный паром, который должен немедленно начать разгрузку, но он ждёт локомотивы, которые не были поданы вовремя железной дорогой. Время ожидания составляет от 3,5 до 10 часов!
Лоцманская служба также может задержать отход парома, если не получает вовремя информацию о выходе судна из порта или не знает о задержке погрузочно-разгрузочных работ.

Устранение этих проблем позволит дополнительно организовать 24 рейса в год.
И, конечно, мы столкнулись со скепсисом и неверием со стороны участников, что ПСР может помочь во всех этих сложностях. Но, дорогу осилит идущий.
В рамках проекта мы провели три замера времени, необходимого для погрузочно-разгрузочных работ на паромах в Балтийске и Усть-Луге. По результатам подготовили карту проекта, в которой указали основные проблемы, цели и ожидаемые результаты. Эти данные легли в основу нашего плана действий.
Загрузка ж/д вагонов на паром
Поскольку основные потери были связаны с работой локомотивов, мы разработали и подписали документ под названием «Единый технологический процесс». В его создании участвовали представители «Росморпорта» и Калининградской железной дороги.

В этом документе была чётко прописана ответственность участников за простои и несвоевременную подачу вагонов. Также были определены максимальные сроки оказания услуг при погрузке и разгрузке. Удивительно, что стороны не могли договориться об этом в течение двух лет!

Благодаря оптимизации процессов, выявлению потерь времени и внедрению регламентов взаимодействия участников, нам удалось значительно сократить время погрузочно-разгрузочных работ — с 21 до 12,5 часов.
Проблему с электронной очередью на паром нам удалось решить достаточно оперативно. Благодаря работе оперштаба Правительства Калининградской области удалось полностью запретить бронирование мест на пароме через ботов. В результате удалось заблокировать 21 юридическое лицо, которое использовало ботов для бронирования.
И это принесло свои плоды. Уже через месяц время ожидания в очереди на паром сократилось до трёх недель, а с лета 2023 года стало составлять всего 8 дней.
Мы достигли соглашения с Правительством Калининградской области о приоритезации грузов. Теперь грузы, которые можно перевозить другими видами транспорта или судов (например, сухогрузами или наливными танкерами), будут перевозиться именно этими судами в первую очередь. В то же время, грузы, которые являются стратегически важными для региона, такие как цемент, топливо, уголь, щебень, строительные материалы и другие, будут иметь преимущественное право на перевозку.
Паром «Генерал Черняховский» в порту
Самым сложным в процессе реализации проекта было преодолеть недоверие участников к возможности изменения отлаженного и, по их мнению, уже функционирующего процесса с помощью инструментов ПСР. Однако результаты проекта доказали нашу правоту. Менее чем за год нам удалось:
1) Сократить время погрузки-разгрузки паромов в Балтийске с 21 до 12,5 часов, а в Усть-Луге с 27 до 9 часов;
2)Закрепить за паромными переправами локомотивы, которые обслуживают их в приоритетном порядке;
3)Согласовать и подписать регламент погрузки-разгрузки (ЕТП), прописав ответственность участников и максимальные сроки погрузо-разгрузочных работ;
4)Разработать правила электронного бронирования, запретить использование ботов (глубина очереди сократилась с 2 месяцев до 8 дней);
5)Перераспределить потоки грузов с паромов на другие виды транспорта, увеличить провозные мощности паромов (прицепы без тягача = +20% загрузки);
6)Увеличить до 6 количество таможенных постов в Санкт-Петербурге и Ленобласти для проведения упрощенной идентификации грузов, и проводить ее без «выставления» контейнера (сокращение расходов для грузополучателя до 20 тыс. рублей).
В результате предпринятых действий количество рейсов увеличилось на 24 за год. Это ещё раз подтверждает, что принципы ПСР можно успешно применять не только в производстве, но и в организации логистики и других процессах. И всё это без дополнительных финансовых вложений для участников проекта.
Главным выводом из этого проекта стало осознание того, что простое обсуждение проблем в кабинетах не всегда приводит к эффективным результатам. На совещаниях каждый может рассказывать свою историю, и порой правда «теряется» среди этих рассказов. Однако, когда мы сами оказываемся на месте событий и видим всё своими глазами, мы лучше понимаем реальное положение дел. Именно это и помогло нам улучшить сотрудничество и решить текущие проблемы.
Сейчас Калининградская область ожидает дополнительно 2 крупных автомобильных парома, которые начнут работать в этом году на линии между Балтийском и Усть-Лугой. Портовые мощности при этом останутся неизменны. Поэтому мы абсолютно уверены в том, что по данному проекту необходимо провести дополнительные мероприятия по оптимизации, ведь работать придется еще быстрее.
Мы увидели, что в Ленинградской области стивидоры работают в 1,5 раза быстрее, чем в Балтийске за счет синхронизации действий с другими службами, проведения параллельных мероприятий, а также за счет плавающего графика пересменок и перерывов на обед, внедрения системы 5С на рабочем месте, а также мониторинга потерь рабочего времени. Необходим обмен опытом, лучшими практиками между участниками для последующего применения в работе.
Во время хронометражей простои были связаны с оформлением различной документации в бумажном виде с проставлением подписей и печатей. В эпоху цифровизации необходимо переходить на электронный документооборот – это позволит ускорить взаимодействие между участниками процесса. Мы определили идеальное состояние по проекту, когда будут внедрены все улучшения, которые мы запланировали. За счет их внедрения регион получит дополнительно 36 рейсов за год.

На встрече с Сергеем Обозовым, которая состоялась в январе этого года во время работы «Клуба бережливых губернаторов», Губернатор Калининградской области заявил о своём намерении продолжать работу по оптимизации процесса морских перевозок. Наша главная задача с Правительством Калининградской области– обеспечить бесперебойную логистику между регионом и основной территорией России, удобную для бизнеса – в том числе для нашего нового производства литий-ионных аккумуляторов в регионе, и комфортную для жителей региона.

Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: Д.Е. Наумов, О.С. Скворцов.
Мы можем