Летопись бережливых побед

Скоростная бережливость на «Дороге жизни»

Казалось бы, простое решение: применение кабины или платформы, установленной на коньках и передвигающейся по льду при помощи парусов. Всё это появилось в России еще в 18 веке и использовалось северными поморами и рыбаками для промысловых целей. В 19 веке в России это стало предметом спортивных состязаний, но только нашими советскими войсками эта конструкция использовалась в боевых действиях во время Великой Отечественной войны при обороне Ленинграда.

На «Дороге жизни» на Ладожском озере в начале зимы 1941 года во время блокады Ленинграда было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Один имел на вооружении 19 буеров, а второй — 16. В основном это были буера тяжелого, русского типа, построены по чертежам конструктора Людевига, который умер как патриот в блокадном Ленинграде от голода в 1942 году. На каждом из буеров были паруса площадью до 60 квадратных метров, а на их платформах могло размещаться до 10 автоматчиков или до 600 килограммов груза, например муки. Так называемая «Дорога жизни» — ледовая трасса длиной 35 километров — была проложена всего в 16 километрах от линии фронта и очень хорошо простреливалась с земли и воздуха. И в полыньи, которые возникали на местах взрывов, то и дело проваливались грузовики, сани, лошади. Быстроходные же буера пролетали все эти полыньи совершенно без ущерба. Именно на этих буерах не только возили продовольствие в осажденный Ленинград, но и вывозили из него истощенных женщин и детей, спасая тех, у кого уже не было шансов выжить в окруженном городе. Вся дорога от смерти к жизни занимала всего 20 минут. За это время загруженный буер успевал пройти 35 километров ледовой трассы. Люди даже не успевали поверить в то, что они уже вырвались из плена. В этих эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит. Реальная эффективность буеров поразила военное командование, и это сберегло огромное количество ресурсов. Оказалось, что огромная акватория может легко контролироваться 2–3 буерными дозорами и решать при этом ряд взаимосвязанных задач.

Поэтому с береговой охраны удалось снять целые батальоны, которые заменялись мобильными и малыми группами. Отпала и нужда ведения воздушной разведки над озером, экономилось огромное количество горючего.

Постоянно фашистские самолеты атаковали идущие по льду буера. Отстреливаться из единственного ручного пулемета от самолетов было конечно бессмысленно, но буеристы, уклоняясь от огня пикировщиков, обманывали их, шли специально на сближение, а затем делали резкий поворот и меняли скорость. Раненые бывали, но ни один буер поразить летчикам так и не удалось. Однажды группа фашистских мессеров задалась целью во что бы то ни стало уничтожить, идущий с грузом, буер Павла Никифорова и Василия Хромцева. Методически хладнокровно они по очереди выходили в атаки, долго гоняли, казалось бы, беззащитные парусники по глади озера, пока не кончился бензин, но так ничего сделать и не смогли. Маневренность и стремительность ледовой яхты, помноженная на самообладание и опыт рулевых, позволила буеристам одержать своего рода моральную победу.

Вот такая скоростная бережливость на «Дороге жизни» сэкономила огромное количество ресурсов для военных и при этом на сумасшедшей скорости решала огромное количество задач по перевозу и продовольствия, и топлива, и живых людей. А еще осуществляла диверсионные налеты на врага, который все время вынужден был быть в напряжении.
Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед» / Автор: С.А. Обозов.
Они смогли