Летопись бережливых побед

Энергия творчества: созидательная бережливость в театре

25 октября прошла встреча топ-30 госкорпорации «Росатом» с актёром Евгением Мироновым. В течение двух часов участники общались в режиме нон-стоп, и это было очень познавательно.

Евгений Викторович Миронов — не только талантливый актёр, но и уже 18 лет занимает пост художественного руководителя Государственного театра наций, а еще он отличный менеджер, и наша встреча прошла в очень конструктивном ключе. Я был приятно удивлён, узнав, что он активно сотрудничает с нашими городами по нашему заказу. За последние шесть лет Росатом в наших закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) организовал 38 образовательных лабораторий, провёл 300 лекций и тренингов, а также поставил 66 спектаклей. В ЗАТО также был создан ежегодный фестиваль малых городов. Всё это свидетельствует о бережном отношении Росатома к культуре закрытых городов. Оказалось, что Евгений сам родом из закрытого города Татищево-5, расположенного в Саратовской области. Вообще он — человек, к которому точно можно применить определение созидательного труда. В его работе, как и в нашем производстве, можно найти все три его составляющие: бережливое производство, бережное сознание и скоростную интуицию.

Производственные процессы в театре

Если говорить о производственном процессе, то, слушая его рассказ о том, как они готовят спектакль, мне сразу захотелось сделать картирование, потому что этот процесс похож на наш и в нем точно есть такой же уровень потерь.

Есть критический путь, который включает в себя написание сценариев, выбор актёров и проведение более 40 репетиций. Однако есть и другие этапы, которые можно выполнять параллельно, что позволяет сократить сроки и улучшить качество постановки. Поскольку государство финансирует только три постановки в год, а всё остальное осуществляется на спонсорские средства, становится очевидно, что каждый спектакль должен быть поставлен в установленные сроки и с учётом запланированной себестоимости. Это своего рода производство, в котором участвуют 500 артистов из разных городов, а все организационные вопросы решает небольшой административный аппарат, расположенный непосредственно в театре. Евгений сам признал, что каждый спектакль — это отдельный проект. В этом смысле его работа напоминает поток, который, однако, весьма сложный, ведь с каждой новой постановкой меняются и лидер, и состав участников. Можно сказать, что его подход к созданию спектаклей - это наша гибкая поточная линия. Особенно хочется отметить бережное отношение Евгения к театру как к научному пространству.

Он отметил, что он сам и его команда постоянно учится и стремится к новым знаниям. Его интерес к поиску обусловлен тем, что русская психологическая школа всегда пользовалась уважением в цивилизованном мире. После начала специальной военной операции и введения санкций все трёхлетние планы работы с западными странами были разрушены. Однако, как он сказал, неожиданно открылся Восток, а именно страны БРИКС. И это стало настоящим подарком. Например, Китай активно интересуется культурой СССР. Президент этой страны, господин Си, знает «Тихий Дон» почти наизусть. В Индии «Игрока» Достоевского переводят даже на местные диалекты, что свидетельствует о большом интересе к нашей культуре. В Бразилии и Аргентине молодёжь полна энергии и желания изучать нашу культуру, чего не наблюдалось на Западе. Но самое главное, что демонстрирует нам Восток, — это глубокое уважение и бережное отношение к русской культуре. Они понимают, что государственный строй, который сформировал эту культуру, во многом разрушился. Однако, несмотря на изменения в государственном строе, культура остаётся. Восток проявляет огромное уважение к этому другому взгляду на мир, который, как ни странно, близок ему сегодня. А «Тихий Дон» на Востоке, вообще, считают произведением, которое полностью созвучно нашему времени.

Цели и философия театрального искусства

Я не смог удержаться от вопроса к Евгению: в чём, по его мнению, заключается базовое целеполагание его творчества? Стремится ли он «попасть» в зрителя (это его выражение) и вызвать у него отклик? Или же его цель приподнять зрителя и изменить его мировоззрение, формируя новые ценности?

Поблагодарив за вопрос, Евгений подробно на него ответил. Он объяснил, что не стремится назидательно воспитывать зрителя, ведь тогда его творчество не будет искренним. Как он выразился: «Моя роль для меня — это исповедь. Я пытаюсь сделать для зрителей откровение, которое они смогут воспринять».

По его словам, в этом процессе очень важна интуиция. Он утверждает, что иногда для создания чего-то прекрасного и светлого необходимо показать ужасное и развратное, чтобы зрители могли увидеть, к чему может привести та или иная жизненная ситуация. Например, в своей постановке «Кабаре» он показывает весь ужас фашизма через разложение общества.

Он сказал: «Почитайте Достоевского. В его произведениях можно увидеть, какой хаос царит в жизни людей, какой мрак и неразбериху он иногда описывает. Цель Достоевского — показать самые низменные и греховные стороны человеческой души, чтобы побудить зрителя, слушателя или читателя к исповедальным размышлениям, к рассуждению о себе и к очищению, к желанию избавиться от этой грязи».

Уже потом я понял, что вопрос этот ему и ответ на него, касается и нас. Мы работаем с людьми на разных уровнях: на производственных площадках, в министерствах, школах, больницах и поликлиниках. Наша задача — соответствовать ожиданиям людей, их ментальности и духу. Когда мы достигаем этого, мы помогаем людям подняться над собой и перейти на новый уровень развития. Это касается восприятия жизни, отношения к своему труду, окружающим и к окружающей действительности, а через это и к Отечеству, в котором мы живём. В этом смысле мы ментально решаем одинаковые задачи.

Удивительно, но Евгений не считает, что важно продолжать дело, начатое своими великими учителями. Такие люди, как Табаков, Евстигнеев и Захаров, не оставили преемников и даже не пытались этого делать. Когда мы спросили его, будет ли у него своя школа и пытается ли он найти себе подобных, Татьяна Анатольевна Терентьева даже акцентировала: «Вот бы нам 100 таких Мироновых!». Он сказал: «Я не думаю об этом. Не надо ничего продолжать. Пусть придут новые лидеры с новыми идеями. Как бы заново родятся. И только тогда это будет интересно и важно. И искренне будет только то, что они будут нести от себя и через себя».

Очевидно, что если вызывать у зрителя чувство возвышенного, это будет подсознательно формировать новые базовые ценности. Это важно, потому что сейчас мы обсуждаем, какую роль мы могли бы сыграть в формировании нового базового мировоззрения для молодых людей. В ходе разговора у меня сложилось чёткое ощущение, что работа, которую ведет Миронов, во многом напоминает то, чем занимаемся и мы. Это тоже производство, со своими рисками, распределёнными ролями, глубокими исследованиями и операционными процессами.

И точно так же, как мы, атомщики, строим атомные электростанции, чтобы они давали электричество, наши творческие коллеги должны организовывать производства, которые будут дарить людям свет.

Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: С.А. Обозов.
Ты сможешь