«С чего начинается Родина» — широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из четырёхсерийного художественного фильма режиссёра Владимира Басова «Щит и меч» 1968 года. Звучит она за кадром в исполнении Марка Бернеса. Мелодия песни является основной музыкальной темой всего фильма.
Над выбором певца долго не раздумывали. Матусовский вспоминал:
Над выбором певца долго не раздумывали. Матусовский вспоминал:
Когда была закончена работа над песней, которая, по замыслу режиссёра, должна была стать лейтмотивом, основной музыкальной темой большого четырехсерийного фильма, надо было решить: кто же исполнит эту песню? Её нельзя было спеть красиво, бездумно, как порой делают это певцы, у которых вокал идёт впереди мысли и чувства. И тогда все мы, и режиссёр Владимир Басов, и музыкальный редактор Раиса Лукина, и композитор Вениамин Баснер, и я, сразу, не сговариваясь, в один голос назвали имя Марка Бернеса.
Запись песни «С чего начинается Родина»
Марк Бернес работал над песней старательно и настойчиво, как будто никогда до этого не подходил к микрофону. Наконец настал день записи. Она должна была проводиться в аппаратной студии «Мосфильма». Артист пришёл чуть раньше срока, собранный и сосредоточенный. Он весь жил песней, старался не расплескать этого внутреннего состояния и донести его до слушателей.
Сколько было накручено катушек магнитной плёнки, сколько было сделано дублей, и все их артист безжалостно браковал:
«В этом чувствуется некоторый холодок, здесь — удачно получилось начало и никуда не годится финал, в этом месте глухо звучал голос, а в этом варианте — почему-то слабее слышна группа скрипок. Может попробовать отойти чуть дальше от микрофона. А что, если последнюю фразу не петь, а произнести речитативом? Ну что ж, теперь давайте пройдём всё сначала».
Когда же кто-то из работников студии попытался сказать, что последняя запись получилась вполне удовлетворительной, Марк Наумович вспылил:
«Что значит — удовлетворительная? Такой оценки не бывает в искусстве! Удовлетворительно — это значит посредственно. Если и сейчас получится так же, придётся перенести запись на завтра!».
И всё-таки переносить запись не понадобилось. Один из последних дублей, вопреки всем суевериям, кажется, тринадцатый, прозвучал отлично. Так в мучениях родилась запись песни, вошедшая в картину. Команда несколько раз придирчиво прослушивала фонограмму и осталась довольна ею. Не успокоился только один человек — Марк Бернес. Вот такое стремление к совершенствованию и постоянным улучшениям.
«Это ещё не совсем то, что я представлял себе, — ворчал он, — когда будут выпускать мою пластинку в фирме «Мелодия», я обязательно перепишу её еще раз, совсем по-другому. Понимаешь, ведь после нас остаются только записи, больше ничего. И надо добиться, чтобы записи эти были настоящими».
Кстати, своё обещание Бернес выполнил и для пластинки сделал новую запись песни. После смерти Бернеса долгие годы никто не брался петь данное произведение на эстраде.
Есть еще одно глубокое понимание «с чего начинается Родина» от Александра Сергеевича Пушкина:
«Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам».
Сильно. Это 1830 год.
Сегодня я узнал, что, по мнению экспертов, в 2024 году студенты часто думают, что их жизнь начинается только с рождения. Они как будто не задумываются о том, что было до них. Это странно, потому что, конечно, Родина — это знание и понимание того, что на твоей земле случилось и происходило до тебя.
И в этом смысле мне близки слова Святейшего Патриарха Кирилла, который в одной передаче «Слово пастыря» сказал следующее:
Сегодня я узнал, что, по мнению экспертов, в 2024 году студенты часто думают, что их жизнь начинается только с рождения. Они как будто не задумываются о том, что было до них. Это странно, потому что, конечно, Родина — это знание и понимание того, что на твоей земле случилось и происходило до тебя.
И в этом смысле мне близки слова Святейшего Патриарха Кирилла, который в одной передаче «Слово пастыря» сказал следующее:
«Нам нужны могилы, памятники, чтобы сохранять нашу память об умерших, чтобы иметь возможность прийти и помолиться. По нашему отношению к могилам можно судить о нашем отношении к предкам, судить о нашем нравственном состоянии».
Вот такое бережное отношение к прошлому.
Мы много раз с моими коллегами бывали на Куликовом поле, на Курской дуге, на Прохоровском поле, на Бородино. И вот каждый раз я и мои коллеги, с которыми мы обменивались, испытывали необыкновенное ощущение соприкосновения духом с тем временем, с теми людьми, которые физически участвовали на этих местах в боях. И думаю, что те, кто сегодня находится на реальной передовой специальной военной операции, испытывают это на порядок острее. Ведь они сами соприкасаются не с чьим-то прошлым, а со своим страшным, но благородным настоящим. По разговорам с многими из них чувствуется, как их тянет обратно. У них, вероятно, более глубокое понимание того, что такое «Родина», где она начинается, где продолжается и как далеко простирается.
Как-то Владыка Феогност произнес: «Когда мы начинаем войну с прошлым, мы проигрываем будущее». Сильно. Ведь всё это связано незримой нитью. А если мы будем бережно относиться к нашему прошлому, мы можем надеяться, что будущее тоже позаботится о нас.
Мы много раз с моими коллегами бывали на Куликовом поле, на Курской дуге, на Прохоровском поле, на Бородино. И вот каждый раз я и мои коллеги, с которыми мы обменивались, испытывали необыкновенное ощущение соприкосновения духом с тем временем, с теми людьми, которые физически участвовали на этих местах в боях. И думаю, что те, кто сегодня находится на реальной передовой специальной военной операции, испытывают это на порядок острее. Ведь они сами соприкасаются не с чьим-то прошлым, а со своим страшным, но благородным настоящим. По разговорам с многими из них чувствуется, как их тянет обратно. У них, вероятно, более глубокое понимание того, что такое «Родина», где она начинается, где продолжается и как далеко простирается.
Как-то Владыка Феогност произнес: «Когда мы начинаем войну с прошлым, мы проигрываем будущее». Сильно. Ведь всё это связано незримой нитью. А если мы будем бережно относиться к нашему прошлому, мы можем надеяться, что будущее тоже позаботится о нас.
Источник: Телеграм канал «Атомная ПСР: летопись бережливых побед»/ Автор: С. А. Обозов.