Кутузов — ученик Суворова. Это уже другой стиль, другая манера поведения. Но все же есть что-то родное и близкое в том, что мы сейчас опишем.
Как мы знаем, роман «Война и мир» Лев Николаевич Толстой написал, изучив огромное количество исторических данных о битве при Бородино. Произведение наполнено конкретными сюжетами этого героического сражения. Мы делали семинар по командному образованию с выездом на место битвы, разбирали всё на месте. И с точки зрения рассматриваемого нами вопроса о русской манере поведения, о русской ментальности нам казалось крайне важным описание того, как вели себя во время баталии Наполеон и Кутузов.
Наполеон — властитель дум людей XIX века. О нём говорили все, многие преклонялись перед его гением, для многих он являлся кумиром. Накануне битвы Наполеон долго занимался своим туалетом, принимал приехавшего из Парижа придворного.
Во время сражения Наполеон — воплощение суетности, он напряженно деятелен: он одевается и переодевается, отдает бесконечные распоряжения, диктует приказы по армии, дважды объезжает позиции. В разгар сражения его адъютанты и ординарцы, его маршалы беспрестанно докладывают о ходе дела. А Наполеон беспокоится, какое он производит впечатление на окружающих. И при всей этой бурной и напряженной деятельности в определенный момент Наполеон с ужасом начинает понимать, что он фактически проигрывает сражение.
Его посетила какая-то напряженная суетливость. Доходило до казусов: пока к нему скакал ординарец с докладом о взятии моста, этот мост уже пять-семь раз переходил из рук в руки. Пока он скакал обратно с указаниями Наполеона ни в коем случае не оставлять эту позицию, она еще много раз переходила от одной стороны к другой.
Совершенно другой Кутузов: он спокойно и величественно полностью отдается воле событий. Опустившись на колени перед иконой, он потом не мог подняться от тяжести собственного тела и слабости. Физическая немощность полководца только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. Преклоняя колени перед иконой, он осознает всю торжественность настоящей минуты. Как ведет себя Кутузов во время битвы? Он не дает никаких распоряжений, а только соглашается или не соглашается с тем, что ему предлагают. Кутузов как будто дремлет. Ему тоже приносят донесения, но, выслушав их, он не отдает никаких резких приказаний.
Кутузов направляет во все подразделения депеши, которые призваны поднять боевой дух армии. И именно это определяет нравственный исход сражения: Наполеон и его армия начали испытывать чувство ужаса перед врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце сражения, как и в его начале.
Кутузов знал то, чего не знал Наполеон: что на этом этапе участь сражения уже решают не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых, а неуловимая сила, называемая духом войска. И это ему подсказывала его интуиция. Он, в отличие от Наполеона, совершенно не заботится о том впечатлении, какое он производит на окружающих. «Поезжай и подробно узнай, что и как», — говорит он адъютанту. Или: «Съезди, голубчик, посмотри, нельзя ли что сделать», — просит он Ермолова. Толстой выразил общее для того времени мнение: в этом сражении Кутузов превзошел Наполеона, ибо им была одержана победа нравственная, ведь на французов под Бородино в первый раз была наложена рука сильнейшего духом противника.
И посмотрите, как меняется эта конструкция русской манеры управления в ситуации, когда в самый важный момент нужно взять ответственность на себя. Кутузов отдает приказания, на которые никто другой бы не осмелился: например, оставить Москву и сохранить русскую армию. Он не думает в этот момент о себе, своей роли, репутации, дальнейшей судьбе. Он думает о судьбе России.
Вот нам и открытое сознание: Кутузов, находясь в зоне полной неопределенности, так спокойно реагирует на все внешние события. И тут уже расчет на свою интуицию, а не на волю и ум. Конечно, для сегодняшнего дня это высший пилотаж. Слишком много «суетящихся наполеонов» видим мы подчас вокруг себя и на производстве, и особенно в бизнесе.