Летопись бережливых побед

Система, опередившая время

Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), которая применялась на предприятиях Советского Союза, опередила свое время. Автором системы был главный инженер горьковского авиастроительного завода «Сокол» Талгат Фатыхович Сейфи.

Талгат Сейфи родился в 1916 году в Вятской губернии. В юности на волне всеобщего увлечения авиацией поступил в Казанский авиационный институт. Талгату прочили успешную карьеру ученого-физика, но он выбирает практику на производстве − с 1939 по 1948 годы Сейфи трудится на авиационном заводе №292 в городе Саратове, где в военные годы строят легендарные истребители Як-1 и Як-3. Затем Талгат Фатыхович возглавляет производство на дальневосточных предприятиях: сначала на авиазаводе №116 в поселке Семеновка (ныне г. Арсеньев), после – на авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. Именно там, при организации выпуска реактивного истребителя МиГ-15, Сейфи впервые задумался о системном повышении качества.

КАНАРСПИ — это объединение научной организации труда и управления качеством. Система была создана в конце 1950-х годов на запуске и серийном производстве самолетов МиГ-19 и МиГ-21. Там было и качество, встроенное в поток, — когда нельзя передавать брак дальше по цепочке производства. Были элементы системы «точно вовремя». Была работа в сквозном потоке «поставщики — производство — эксплуатация». Использовались методы ускоренного макетирования, ускоренных испытаний конструктивных элементов для улучшения надежности, стандартизации, унификации, единая система конструкторской и технологической подготовки производства.

Интересно, что Талгата Фатыховича Сейфи на разработку КАНАРСПИ сподвигла сложная ситуация, из тех, про которые говорят «заглянул смерти в глаза». У СССР стали резко ухудшаться отношения с Китаем, Мао нужен был скандал. Китайцы начали придираться к качеству МиГов. Военная прокуратура, проведя расследование, предложила арестовать главного инженера. И если бы не защита директора авиационного завода Ярошенко, Сейфи бы посадили.
Сейфи говорил: «Давайте сделаем систему качества такой, чтобы при аварии все видели ее случайный характер».
Результат — сокращение времени протекания процесса доводки новых самолетов до заданного уровня качества в два-три раза. Увеличение надежности в полтора-два раза. Увеличение ресурса самолета в два раза. Уменьшение трудоемкости и времени протекания процессов монтажно-сборочных работ в два раза.
На базе КАНАРСПИ выросла система НОРМ (научная организация труда по увеличению моторесурса), которая получила развитие на Ярославском моторном заводе в 1963–1964 годах. Результат — ресурс двигателей до первого ремонта с 4 тысяч часов повысился до 10 тысяч часов. Гарантийный срок увеличился на 70%, а потребность в запчастях снизилась на 20%. За пять лет экономический эффект сравнялся со стоимостью основных фондов всего завода! Именно на базе этого опыта потом была создана комплексная система управления качеством продукции в СССР. А ее опыт, в свою очередь, лег в основу первой версии международных стандартов ИСО серии 9000. Кто сегодня об этом помнит?

Научным обоснованием КАНАРСПИ стала кандидатская диссертация Сейфи, которую он защитил в 1962 году. Талгат Фатыхович так спешил жить и не берег себя, что умер в 53 года (1969 год), в расцвете сил, не дожив месяца до защиты докторской диссертации.
Когда в Японии в 1996 году на конференции делали доклад о КАНАРСПИ, слушатели в зале притихли. Наши представители из РСК «МиГ» поинтересовались, почему такая реакция? И в ответ получили вопрос: «А почему вы начинаете рассказывать о своих великих людях спустя 30–40 лет после их смерти?»
Сколько таких примеров было в Советском Союзе? Почему мы сегодня об этих примерах так редко вспоминаем, почти не анализируем этот опыт? Задумайтесь.

2025-08-13 11:00 Они смогли